Северный полюс



Реклама:


+ -
0

Географическим центром Арктического бассейна является Северный полюс. К этой таинственной точке нашей планеты в течение трех веков стремились самые смелые и отважные исследователи и мореплаватели. Но большинство экспедиций к Северному полюсу заканчивались неудачей, а некоторые из них, как, например, экспедиция Г. Я. Седова,- трагически.

У советских ученых возникла идея-высадиться и пробыть некоторое время на полюсе. Если интересно собирать научную информацию в приполярных районах, то ее сбор на полюсе в течение длительного времени представляет еще больший интерес.

Подготовка к экспедиции началась летом 1936 г. На острове Рудольфа, в 900 км от полюса, была подготовлена база. 21 мая 1937 г. с этой базы стартовал первый самолет, совершивший посадку на полюсе. За ним отправились еще три самолета, которые доставили оборудование и все необходимое для продолжительного пребывания на вершине мира. Жителями первой дрейфующей станции "Северный полюс-1" стали начальник "СП-1" И. Д. Папанин, метеоролог Е. К- Федоров, гидробиолог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель.

Исследователи рассчитывали пробыть на полюсе один год. В то время все считали,- что льды дрейфуют вокруг полюса. Вскоре ученые заметили, что их льдина дрейфует от полюса. 12 июля станция уже находилась в 200 км от него. В октябре спустилась до 85° с. ш., в декабре она пересекла 82° с. ш. Льдина начала скалываться. 1 февраля, когда станция находилась вблизи Гренландии, разразился сильнейший шторм. Льдина покрылась множеством трещин, затем раскололась. Люди остались на обломке размером 30 на 50 м.

К станции уже направились суда с самолетами на борту. 19 февраля к льдине подошли два ледокольных парохода. Они сняли с обломка льдины четырех ученых в 400 км к северу от Исландии. За 274 дня льдина прошла 2100 км. Во время дрейфа "Северный Полюс-1" было установлено, что теплые атлантические воды доходят на глубине 200 м до самого полюса. Всей четверке присвоили звание Героя Советского Союза.

На станции "Северный Полюс-1" был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность приоткрыть завесу таинственности над районом Северного полюса и получить достоверные данные о природе этого района и процессах, там происходящих. До экспедиции в большей части полярного района состояние погоды оставалось неосвещенным. Метеосводки со станции "СП-1" не только давали краткосрочные прогнозы, но после их обработки позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. До экспедиции большинство ученых придерживалось мнения, что в районе полюса постоянно находилась "шапка холодного воздуха". Однако в этом районе существует довольно активная циклоническая деятельность, а среднемесячные температуры воздуха относительно высокие.

Работы станции "Северный полюс-1" явились началом нового этапа в исследованиях высоких широт Северного Ледовитого океана. Современные дрейфующие станции "Северный полюс" по своему оснащению ничего общего не имеют с первой станцией 1937-1938 гг. Брезентовая жилая палатка площадью 10 м2 первых четырех обитателей Северного полюса стала теперь музейным экспонатом. Жилой фонд нынешних станций "СП" состоит из сборных щитовых домиков на полозьях, передвигаемых с помощью трактора, когда это нужно. Освещаются они электричеством и отапливаются жидким газом - баллоны доставляются самолетами. Если палатка на станции "СП-1" служила зимовщикам часто одновременно спальней, столовой, клубом, кухней, медпунктом, лабораторией и радиостанцией, то ныне все эти службы размещены в отдельных домиках и палатках.

В лагере каждой станции "СП", помимо домиков, установлено еще несколько палаток удобной конструкции - их можно собрать и разобрать в считанные минуты. Столовая, камбуз и кают-компания размещены обычно в самом большом домике. Радиостанция, лаборатория по возможности расположены в стороне от жилых домов. Отдельные помещения занимают амбулатория, баня, дизельная электростанция, гараж для транспорта. Всего в поселке современной станции "СП" на дрейфующем льду стоят до 25-30 разборных комфортабельных домиков, палаток и павильонов.

Если же на станции создается угрожающее положение (разлом льдины), то на этот случай имеются спасательные средства - надувные шлюпки, сани-волокуши с аварийной радиостанцией, запасом пищи, одежды, газа. Если масса всего груза станции "СП-1" составляла всего 9 т, то на современных станциях, где зимует и трудится до 15-25 человек, на каждого ее сотрудника приходится до 10 т груза. Но не только размером лагеря и числом персонала отличаются современные станции от "СП-1". Главное - в их техническом оснащении и в программах исследования. Участники экспедиции и дрейфующих станций на протяжении всего периода работ их дрейфа могли наблюдать жизнь на льду во всех ее проявлениях. В первые же дни организации дрейфующих станций около лагерей селились пуночки - полярные воробьи. Как и их материковые собратья, они облюбовали для себя места около мусорных ящиков. Да же на приполюсные станции залетали чайки, иногда целыми стаями. Частыми гостями станций были кулички, глупыши, утки. В начале лета через лагерь некоторых станций в течение многих дней тянулись караваны перелетных птиц, особенно канадских гусей. Считалось, что белые медведи в самые высокие широты не заходят. Однако было установлено, что они добираются до "СП" за 88° с. ш. В разводьях между льдами часто встречались нерпы, тюлени, морские зайцы. Перед моряками и полярниками была поставлена задача добиться круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Ввод в эксплуатацию сверхмощных атомных ледоколов позволил успешно начать выполнение этой задачи. Уже доказана возможность круглогодичной навигации в Арктике на линии Мурманск-Ямал-Дудинка, причем в любые морозы и в условиях полярной ночи. Теперь необходимо освоить путь с запада на Чукотку через высокие широты. Почин был сделан в 1978 г. экипажем атомного ледокола "Сибирь".

И хотя в настоящее время Северный Ледовитый океан изучен не хуже других океанов, но это еще не значит, что мы знаем о нем и об Арктике все. Ледовитый океан таит еще немало загадок, и его исследователей ожидает не одно интересное открытие. Мы много знаем о Северном полюсе. Это самый северный географический пункт, через который проложены воздушные трассы, связывающие континенты, и над ним проносятся с реактивной скоростью пассажирские лайнеры, его многократно посещали исследователи. Тем не менее он властно продолжает манить к себе людей.

Семеро отважных молодых людей пришли к полюсу на лыжах и 1 июня 1979 г. водрузили на нем в очередной раз Красное знамя нашей Родины. Это были участники молодежной высокоширотной полярной экспедиции "Комсомольской правды", проведенной под руководством молодого научного работника Дмитрия Шпаро. Они стартовали 16 марта с острова Генриетты и прошли от него до полюса 1500 км за 76 дней. За их походом с напряженным вниманием следила вся страна, а участники экспедиции упорно шли вперед, преодолевая нагромождения торосов, разводья, трещины, форсируя большие и малые ледяные поля. Они спокойно продолжали свой путь, так как знали, что в любой момент в случае опасности им будет оказана необходимая помощь.

Реклама:


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать реакцию посетителей на свой пост.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных.

Комментариев 0