Северный полюс



+ -
0

Географическим центром Арктического бассейна является Северный полюс. К этой таинственной точке нашей планеты в течение трех веков стремились самые смелые и отважные исследователи и мореплаватели. Но большинство экспедиций к Северному полюсу заканчивались неудачей, а некоторые из них, как, например, экспедиция Г. Я. Седова,- трагически.

У советских ученых возникла идея-высадиться и пробыть некоторое время на полюсе. Если интересно собирать научную информацию в приполярных районах, то ее сбор на полюсе в течение длительного времени представляет еще больший интерес.

Подготовка к экспедиции началась летом 1936 г. На острове Рудольфа, в 900 км от полюса, была подготовлена база. 21 мая 1937 г. с этой базы стартовал первый самолет, совершивший посадку на полюсе. За ним отправились еще три самолета, которые доставили оборудование и все необходимое для продолжительного пребывания на вершине мира. Жителями первой дрейфующей станции "Северный полюс-1" стали начальник "СП-1" И. Д. Папанин, метеоролог Е. К- Федоров, гидробиолог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель.

Исследователи рассчитывали пробыть на полюсе один год. В то время все считали,- что льды дрейфуют вокруг полюса. Вскоре ученые заметили, что их льдина дрейфует от полюса. 12 июля станция уже находилась в 200 км от него. В октябре спустилась до 85° с. ш., в декабре она пересекла 82° с. ш. Льдина начала скалываться. 1 февраля, когда станция находилась вблизи Гренландии, разразился сильнейший шторм. Льдина покрылась множеством трещин, затем раскололась. Люди остались на обломке размером 30 на 50 м.

К станции уже направились суда с самолетами на борту. 19 февраля к льдине подошли два ледокольных парохода. Они сняли с обломка льдины четырех ученых в 400 км к северу от Исландии. За 274 дня льдина прошла 2100 км. Во время дрейфа "Северный Полюс-1" было установлено, что теплые атлантические воды доходят на глубине 200 м до самого полюса. Всей четверке присвоили звание Героя Советского Союза.

На станции "Северный Полюс-1" был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность приоткрыть завесу таинственности над районом Северного полюса и получить достоверные данные о природе этого района и процессах, там происходящих. До экспедиции в большей части полярного района состояние погоды оставалось неосвещенным. Метеосводки со станции "СП-1" не только давали краткосрочные прогнозы, но после их обработки позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. До экспедиции большинство ученых придерживалось мнения, что в районе полюса постоянно находилась "шапка холодного воздуха". Однако в этом районе существует довольно активная циклоническая деятельность, а среднемесячные температуры воздуха относительно высокие.

Работы станции "Северный полюс-1" явились началом нового этапа в исследованиях высоких широт Северного Ледовитого океана. Современные дрейфующие станции "Северный полюс" по своему оснащению ничего общего не имеют с первой станцией 1937-1938 гг. Брезентовая жилая палатка площадью 10 м2 первых четырех обитателей Северного полюса стала теперь музейным экспонатом. Жилой фонд нынешних станций "СП" состоит из сборных щитовых домиков на полозьях, передвигаемых с помощью трактора, когда это нужно. Освещаются они электричеством и отапливаются жидким газом - баллоны доставляются самолетами. Если палатка на станции "СП-1" служила зимовщикам часто одновременно спальней, столовой, клубом, кухней, медпунктом, лабораторией и радиостанцией, то ныне все эти службы размещены в отдельных домиках и палатках.

В лагере каждой станции "СП", помимо домиков, установлено еще несколько палаток удобной конструкции - их можно собрать и разобрать в считанные минуты. Столовая, камбуз и кают-компания размещены обычно в самом большом домике. Радиостанция, лаборатория по возможности расположены в стороне от жилых домов. Отдельные помещения занимают амбулатория, баня, дизельная электростанция, гараж для транспорта. Всего в поселке современной станции "СП" на дрейфующем льду стоят до 25-30 разборных комфортабельных домиков, палаток и павильонов.

Если же на станции создается угрожающее положение (разлом льдины), то на этот случай имеются спасательные средства - надувные шлюпки, сани-волокуши с аварийной радиостанцией, запасом пищи, одежды, газа. Если масса всего груза станции "СП-1" составляла всего 9 т, то на современных станциях, где зимует и трудится до 15-25 человек, на каждого ее сотрудника приходится до 10 т груза. Но не только размером лагеря и числом персонала отличаются современные станции от "СП-1". Главное - в их техническом оснащении и в программах исследования. Участники экспедиции и дрейфующих станций на протяжении всего периода работ их дрейфа могли наблюдать жизнь на льду во всех ее проявлениях. В первые же дни организации дрейфующих станций около лагерей селились пуночки - полярные воробьи. Как и их материковые собратья, они облюбовали для себя места около мусорных ящиков. Да же на приполюсные станции залетали чайки, иногда целыми стаями. Частыми гостями станций были кулички, глупыши, утки. В начале лета через лагерь некоторых станций в течение многих дней тянулись караваны перелетных птиц, особенно канадских гусей. Считалось, что белые медведи в самые высокие широты не заходят. Однако было установлено, что они добираются до "СП" за 88° с. ш. В разводьях между льдами часто встречались нерпы, тюлени, морские зайцы. Перед моряками и полярниками была поставлена задача добиться круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Ввод в эксплуатацию сверхмощных атомных ледоколов позволил успешно начать выполнение этой задачи. Уже доказана возможность круглогодичной навигации в Арктике на линии Мурманск-Ямал-Дудинка, причем в любые морозы и в условиях полярной ночи. Теперь необходимо освоить путь с запада на Чукотку через высокие широты. Почин был сделан в 1978 г. экипажем атомного ледокола "Сибирь".

И хотя в настоящее время Северный Ледовитый океан изучен не хуже других океанов, но это еще не значит, что мы знаем о нем и об Арктике все. Ледовитый океан таит еще немало загадок, и его исследователей ожидает не одно интересное открытие. Мы много знаем о Северном полюсе. Это самый северный географический пункт, через который проложены воздушные трассы, связывающие континенты, и над ним проносятся с реактивной скоростью пассажирские лайнеры, его многократно посещали исследователи. Тем не менее он властно продолжает манить к себе людей.

Семеро отважных молодых людей пришли к полюсу на лыжах и 1 июня 1979 г. водрузили на нем в очередной раз Красное знамя нашей Родины. Это были участники молодежной высокоширотной полярной экспедиции "Комсомольской правды", проведенной под руководством молодого научного работника Дмитрия Шпаро. Они стартовали 16 марта с острова Генриетты и прошли от него до полюса 1500 км за 76 дней. За их походом с напряженным вниманием следила вся страна, а участники экспедиции упорно шли вперед, преодолевая нагромождения торосов, разводья, трещины, форсируя большие и малые ледяные поля. Они спокойно продолжали свой путь, так как знали, что в любой момент в случае опасности им будет оказана необходимая помощь.



Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать реакцию посетителей на свой пост.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и выражаю согласие с политикой конфиденциальности.

Комментариев 0