Как мы заблудились в горах на Лофотенских островах

+ -

Реклама:

Мы первый раз отправились на Лофотенские острова и опять только тесной русской компанией. Конечно, мы уже считали себя супер опытными туристами, специалистами по норвежским горам и по Норвегии в целом. Мы уже совершили в этот раз несколько восхождений, это была почти середина отпуска и ничего особенного, кроме чудесных пейзажей и отличных фоток, мы от этого дня не ожидали.

Был чудесный солнечный день. Мы пешком прошли от кемпинга до входа в горную долину, прошли мимо фермерских домиков по небольшой дороге до начала туристской тропы и пошли по тропе, ориентируясь на красные знаки (красная буква «Т», нарисованная на камнях или стволах, показывает туристам, где идет тропа). Пока шли, несколько раз проходили развилки, там, где тропинки расходились на несколько направлений. Один раз мы даже ушли в сторону, а потом оказалось, что это была «козья тропка», то есть тропа протоптанная овечками, которые каждое лето пасутся на склонах гор. Но мы быстро вернулись на нужное направление, так как на этих тропках нет красных знаков, обозначающих туристический маршрут. И вот, мы добрались до вершины – цели нашего похода, пофотографировались, перекусили и отправились обратно. На вершине было прохладно, но когда мы спустились ниже, то стало совсем жарко, день-то был в разгаре. Мы шли по знакам и практически спустились с горы, нам осталось преодолеть небольшую долину, заросшую кое-где кустами. В конце долины мы уже видели домики, мимо которых прошли в начале дня.

Стоит упомянуть, что утром, когда мы вошли в эту долину, мы пошли вдоль ручья, который пару раз перешли и из которого пили воду. Потом ручей начал превращаться в небольшой водопад, поскольку мы начали подниматься. И вот мы спускались вдоль этого водопада и потом уже вдоль ручья к началу долины. Мы вышли на ровное место, поросшее травкой, и немного влажное из-за близости воды и вдруг… тропинка исчезла. Она просто растворилась в траве. То есть тропинка была узкая, ее было видно хорошо, потому что вокруг была трава, а потом трава поредела, стало видно влажную землю и очертания тропинки исчезли. Ну ничего – мы люди бывалые, мы просто пошли дальше, твердо уверенные, что это временное явление из-за влажной земли и вот-вот мы опять увидим четкую тропинку в траве. Но этого не произошло, так как мы просто уперлись в кусты, в которых небыло и намека на продолжение тропинки. Опять же, нас это не испугало, мы сегодня уже бывали в такой ситуации, мы просто пошли обратно, чтобы отследить где мы сбились с «официальной» тропы. Напомню, что было жарко, разгар дня и подниматься обратно в гору не очень-то хотелось. Но мы были уверены, что подниматься сильно далеко не придется. Мы поднялись до первого красного знака и стали искать - где же следующий. Вроде как тропа уходила чуть в сторону, получалось, что нам надо не вниз к кустам и влажной прогалине, а немного по склону, но по камням. И вот мы как козочки, прыгаем по камням, которые становятся все больше и больше, некоторые покрыты мхом. Нам жарко, но не страшно. В конце концов мы поняли, что идем тоже не по официальной тропе и впереди все такой же камнепад, по которому не факт, что мы пройдем. Мы решили опять вернуться, чтобы все таки отыскать ту легкую дорогу, которой мы прошли утром.

Один из наших спутников был профессиональный фотограф, он всю дорогу отставал и фотографировал разную живность. Но темп ходьбы мы держали не быстрый, поэтому он нас всегда догонял.

Мы вернулись еще раз, стали искать тропу, но не найдя официального красного знака, мы решили ориентироваться на нашу память и просто идти вдоль ручья. Мы как раз стояли в месте, где водопад начинал превращаться в ручей. И мы пошли вдоль него. Спустя немного времени мы пришли к кустам, которые густо разрослись по берегам ручья, а нам надо было на другую сторону, насколько мы могли вспомнить наш маршрут. Ручей был неширокий и не составляло трудностей перейти его, если бы не бурелом из кустов. Кусты, кстати, были чуть выше человеческого роста, поэтому скрывали от нас вид вперед. Мы посовещались и решили вернуться туда, где наша тропинка растворилась во влажной прогалине, хотя там тоже надо было преодолеть кусты, но по крайней мере без камней.

Замечу, что почти все время мы видели домики в конце долины и четко понимали направление, куда нам надо, просто не могли найти приличную тропинку или, вернее, тропинку, по которой мы прошли утром. Мы понимали, что мы близко к нашей цели, поэтому нам не было страшно, скорее мы начали раздражаться. В тот момент, когда мы пытались в кустах перейти ручей, мы попросили нашего фотографа убрать уже наконец фотоаппарат и просто идти вместе со всеми. Надо отдать ему должное – он так и сделал.

Мы вернулись к месту, где наша тропинка чудесным образом растворялась и пошли прямо, но скоро мы поняли, что впереди нас ждет небольшое заболоченное место. Мы были, конечно, в горных ботинках, но мы не смогли бы пройти там. Или надо было снимать обувь и шлепать по грязи босиком. Мы в тупике: слева камнепад, справа ручей, поросший кустами, посередине болото.

После короткого совещания мы решили, что пойдем через ручей. Эта преграда была самой короткой - надо было просто пробраться через кусты и осторожно шагать по камням через воду. Прекрасно, что в Норвегии нет ни клещей ни змей, иначе этот поход мог бы закончиться гораздо хуже. Мы вернулись к ручью и стали пробираться через кусты, идя на расстоянии друг от друга, чтобы ветки не хлестали по лицу сзади идущего спутника. Шли, внимательно смотря под ноги, так как надо было шагать и по камням и по корням деревьев. Буквально через 5-7 минут мы выбрались из кустов на другой стороне ручья и что вы думаете?! Мы тут же увидели тропу по которой шли утром! Пройдя по ней пять минут в нужную сторону, мы пришли к началу тропы. Просто поразительно! Мы так и не поняли, где на обратном пути мы сошли с официальной тропы, а выяснять это не стали, так как после таких приключений хотелось в кемпинг, чтобы спрятаться от жары. Мы опять прошли по дороге мимо фермерских домиков и через 20 минут были в кемпинге.

И в этом приключении небыло бы ничего необычного, если бы по возвращении в кемпинг мы не увидели большое густое облако, которое ползло прямо по горам к морю. Это облако выползало из долины, из которой мы только что пришли. Еще через 15 минут это облако доползло до кемпинга, стало прохладно, солнце скрылось и кемпинг оказался в достаточно густом тумане.

Вот такое облако может неожиданно застать вас в горах

Как мы заблудились в горах на Лофотенских островах

То есть задержись мы еще минут на двадцать в горах, а мысль такая была – сесть и отдохнуть, прежде чем дальше искать тропу, мы оказались бы в этом тумане. И нам уже не на что было бы ориентироваться визуально, а тропу к тому моменту мы уже потеряли. Опытные походники нас поймут – в тумане очень легко заблудится так сказать в «трех соснах». Именно поэтому в Норвегии высоко в горах, где нет жилья и людей, тропу отмечают не просто краской, а складывают из камней конусы, которые далеко видно даже в тумане. Нас однажды эти кучи камней спасли, я рассказывала это в истории про ночевку в Доме Тролля. Здесь, конечно, таких знаков небыло, но и жилье было рядом, в пределах прямой видимости. Но если бы это облако застало нас в долине, особенно, не у ручья, по которому можно хоть как-то ориентироваться, а у камнепада, то мы бы долго плутали, как ежики в тумане. Этот случай еще раз подтвердил нам то, что всегда говорили наши норвежские друзья – с горами не шутят. Здесь нельзя быть самоуверенным, хотя бы потому, что погода в любой момент может измениться, а на это человек никак не может повлиять.