+ -

Реклама:

Это была наша первая поездка в Норвегию. Мы путешествовали с нашими норвежскими друзьями – семейной парой средних лет. Более того – это был наш первый поход в норвежские горы. К сожалению мы не очень подготовились физически к серьезному горному походу, хотя, пожалуй, вначале никто не думал, что этот поход обернется таким образом. Вся наша компания шла по этому маршруту впервые.

Мы приехали в заповедник Ютунхеймен (норв. Jotunheimen) вечером накануне и разместились в кемпинге Маурванген (Maurvangen). Заплачено было сразу за две ночи и назавтра планировался поход в горы.

Утром мы встали очень рано, так как нам предстояло преодолеть 8 километров по горам. На машине мы за пять минут доехали от нашего кемпинга до пристани у горного озера Бессеген (Besseggen), оставили машину на бесплатной стоянке и сели на речной паром, который несколько раз в день курсирует по этому озеру. Паромный маршрут пролегал по всему длинному и узкому горному озеру, но мы вышили на первой остановке в местечке Мемюрубу (Memurubu). Кроме кемпинга с хостелом там ничего небыло и именно от этого кемпинга начиналась первая наша норвежская горная тропа. Тропа сразу пошла вверх, но у нас было полно сил, поэтому мы не думали обо всем восьмикилометровом маршруте. Мы впервые видели обозначения туристской тропы, фотографировались и любовались прекрасным бирюзовым озером внизу.

День был пасмурный, поэтому скоро мы дошли до границы облаков и тумана. Хорошо, что начитавшись о Норвегии и послушавшись совета друзей, мы оделись в дождевики, горные ботинки и перчатки. Идти стало легче, так как мы уже шли практически по верху гор, но мы шли в облаках и с трудом разглядывали знаки, обозначавшие тропу. Чуть раньше, когда мы еще не попали в облака, мы перекусили и попили воды из водопада. Пейзаж был сюрреалистичным. Вокруг одни камни и скалы, мы идем в густом тумане, то есть в облаке. Между клочьями тумана периодически открывается картина вниз на озеро, мы уже на высоте 600 метров от него, а идем мы по узкой перемычке между озерами, горная тропа проходит как-раз по ней. Когда мы доходим до очередной кучи камней, на которой нарисован красный знак «Т» (туристская тропа), то останавливаемся и вглядываемся в туман, чтобы разглядеть следующую кучу камней. Надо дать премию тому, кто додумался складывать камни в кучки, вместо того, чтобы просто рисовать знаки на скалах, если бы не эти конусы, мы бы вообще не нашли тропу в облаках. Мы не очень устали и не очень промокли, благодаря дождевикам, но иногда мы думали – сколько же еще идти. Нет, мы не очень переживали и не следили все время за часами, вообще состояние нереальности происходящего передалось нам, мы просто шли-шли-шли…

И вот тропа начала опять все круче забирать вверх и становиться все уже. Куда уж выше, мы и так смотрели на озеро с высоты птичьего полета. Вот теперь стало по-настоящему страшно. Особенно когда между клочьями тумана мы смотрели на тропу вверх. Наши друзья промокли сильнее нас, так как они были без дождевиков. И вот, норвежцы остановились и стали объяснять нам, что дальше мы идти не можем. Сначала они решали – стоит ли нам разделиться, например, чтобы русская часть компании прошла по тропе через вершину, а норвежская обошла эту вершину стороной. Как хорошо, что мы все решили, что это неблагоразумно! Так как мы тогда не так хорошо знали английский и норвежский, то мы не поняли, что случилось, но были рады, что нам не надо забираться на эту страшную вершину. Это сейчас мы знаем, что у одного из наших норвежских спутников была боязнь высоты. Как оказалось, у одного из русской части компании тоже была боязнь высоты. Мы думали, что сейчас вернемся и сядем на обратный паром, но не учли, что настоящие викинги не сдаются. А может быть викинги уже знали, что последний паром давно ушел…

Мы уже провели много часов в горах, а теперь свернули с тропы и стали обходить эту вершину, на которую не смогли подняться. Сначала мы шли по скалам вдоль другого озера, но потом попали на сплошной каменный поток, мы ступали с камня на камень, вокруг клубились облака, мы уходили все дальше от тропы и, похоже, все дальше от нужного нам направления. Камни становились все больше, мы иногда уже не ступали, а перелезали с камня на камень. Вокруг небыло ничего живого, ни травинки, ни кустика, только камни, туман и вода. Интересно, что мы не чувствовали сильной усталости или страха, сохранялось ощущение нереальности происходящего. Мы шли и шли, русские делились между собой впечатлениями, правда фотки уже не делали. Я даже не помню – промокли ли мы уже к тому моменту окончательно или нет. В конце концов, когда мы провели в горах уже около 10 часов и началось приближение сумерек (а ни у кого из нас небыло с собой фонарика) наши викинги поняли, что затея провалилась. Было поздно возвращаться на вершину и мы узнали, что последний паром тоже уже ушел. Что делать? Какое счастье, что Норвегия – цивилизованная во всех отношениях страна. Друзья сказали нам, что мы заночуем в хостеле в Мемюрубу. Вернее, они не знали точно – ушел ли паром, поэтому попросили нас быстро пойти обратно (наша часть компании была помоложе и мы меньше устали) и задержать паром, если он еще не ушел, а если ушел, то забронировать места в хостеле. И вот мы пошли обратно.

Обратно было идти легче – так как все время вниз, правда, для мышц ног это непривычнее, поэтому потом у нас болели мышцы, о существовании которых до этого мы не знали, но об этом позже. Мы вернулись раза в три быстрее, чем поднимались утром. Конечно, паром уже давно ушел. Мы не следили за временем, но, похоже, он ушел до того, как мы подошли к роковой вершине. Мы пошли в хостел. Кое-как на ломаном английском, мы объяснили сколько нас и что мы хотим. Наc спросили, хотим ли мы сделать Check (зарегистрироваться), а мы по малому знанию английского и по российскому менталитету решили, что у нас хотят проверить паспорта. И хотя нам даже дали бланк регистрации в гостинице, мы все равно не поняли – что от нас хотят. Мы сказали, что сейчас придут наши норвежские спутники и все объяснят. Мы ждали их еще полчаса и уже переживали, так как почти стемнело. Но вот, наконец-то они пришли. Мы остались ночевать в этом хостеле, причем с ужином и завтраком и более того, в этом хостеле, затерянном в норвежских горах, принимали к оплате банковские карты. Когда в комнате мы стали снимать одежду – оказалось, что ноги у нас насквозь мокрые. Хорошо, что в душевой комнате был теплый пол и за ночь все высохло – и носки и ботинки и брюки.

Итак, мы провели в горах около 14 часов, чуть не заблудились, насквозь промокли, и наша машина была брошена на стоянке с другой стороны озера.

Вершина, на которую мы не смогли подняться (вид снизу с парома)

Дом тролля или заночуй в горах Норвегии

Стоит ли упоминать, что мы спали как убитые. Утром наши мышцы еще не давали о себе знать, поэтому мы достаточно бодро встали, поели, сели на паромчик, приплыли на другую сторону озера, забрали машину, помчались в кемпинг, где были наши вещи, прибрали домик (иначе пришлось бы еще заплатить за уборку) и до расчетного времени (обычно в Норвегии это полдень) выкатились из домика и рванули дальше по своему маршруту путешествия. К середине дня, когда мы захотели выйти из машины и сфотографироваться, мы просто не смогли это сделать, наши мышцы отказывались работать. Следующие три дня часть нашей компании выходила из машины только по острой необходимости, предварительно разогнув руками ноги и поясницу.

Хочется сделать дополнение. Кто-то, прочитав рассказ, скажет – ну чего испугались, сами виноваты, что не поднялись на вершину. Пять лет спустя мы опять отдыхали в Ютунхеймене и решили-таки покорить эту гору, но оказались умнее и пошли по тропе с другого конца. Погода была прекрасная и навстречу нам попадались туристы, идущие так же как мы в первый раз. В том числе мы встретили и русских туристов. Они были в шоке. Один мужчина сказал «Знал бы что будет такое – ни за что не пошел бы», другой сказал «Вы идете туда? Готовьтесь - там такая круть». Правда, европейские туристы были поспокойнее, но все равно – этот маршрут не для слабонервных. Мы дошли до этой вершины с другой стороны и сделали фотографии. Кстати, принятое тогда решение вернуться оказалось правильным, даже если бы мы преодолели вершину, то в сумерках и в облаках мы с трудом спустились бы с другой стороны – спуск тоже оказался нелегким.

Вид на озёра с вершины, которую мы не смогли одолеть в прошлый раз

Дом тролля или заночуй в горах Норвегии

P.S. Ютунхеймен переводится как «Дом Ютуна», а Ютун - это разновидность горных троллей.