Реклама:

+ -

Севастополь – постсоветская романтика

Сразу отметим, что речь пойдет о времени, когда Крым был не в составе Российской Федерации, поэтому некоторые детали поездки не соответствуют современным реалиям. Но, тем не менее, туристы смогут почерпнуть для себя много полезного.

Ехать мы решили в Севастополь, поскольку там нам было где остановиться. Посидев в интернете и поговорив с друзьями, которые собаку съели на покупках железнодорожных билетов, мы решили разбить свой маршрут на две части. Сначала до Белгорода, а это последняя станция перед границей, а потом уже от Белгорода до Севастополя. Этим достигались две цели. Во-первых билеты обходились дешевле. Дело в том, что когда вы едете за границу по железной дороге, то ко всему маршруту поездки применяется повышающий тариф. Хотя вы можете две тысячи километров проехать по России, а потом, например, триста километров по Казахстану, но заплатите вы так, будто вся дорога пролегала по загранице. Итак, до Белгорода мы доехали по обычной российской цене (а это половина пути), и только за вторую половину пути заплатили с повышающим коэффициентом. Но самое главное во-вторых: до Белгорода мы доехали в вагоне российского формирования, чистом, светлом и прохладном. А вот в Белгороде мы пересели в украинский вагон. Это был просто ужас. Если бы мы весь путь провели в этом вагоне, то уже никакое море не смыло бы с нас эти ужасные впечатления. Мы даже ни разу не поели за эти оставшиеся шестнадцать часов.

Приехали мы в центр Севастополя ночью. Думали сесть на такси, их там много стояло. Но, пока думали, все такси уехали, а телефона для вызова такси мы не знали. Поэтому нам пришлось подождать на вокзале до утра. Правда оставалось-то часа два ждать, хотя было так темно, будто глубокая ночь. Это, кстати для северян, особенность южных ночей. Там, на юге, нормальные темные ночи и зимой и летом, вечером темнеет быстро и резко, точно также светлеет утром. А если вы будет отдыхать в южной и горной стране, то темнеть будет еще быстрее. Дак вот, дождавшись рассвета, мы пешком дошли до пристани, с пристани переплыли знаменитую севастопольскую бухту, в которой стоят подводные лодки и попали на Северную сторону. Вообще туристам, которые едут в Севастополь, мы советуем выбрать именно Северную сторону, так называется тихий северный район города, от него до загородных пляжей всего двадцать минут ходьбы.

Северная сторона Севастополя

Северная сторона СевастополяСеверная сторона Севастополя

Наш домик стоял прямо на окраине города, в частном секторе, но при этом до магазина было три минуты ходьбы, до ближайшего рынка пять минут, до загородного пляжа двадцать минут. Если нам хотелось овощей и фруктов подешевле, то утром можно было прогуляться до колхозного рынка у пристани, туда частники привозят дары своих огородов. Правда встать придется пораньше и прогуляться минут двадцать пешком.

Вид на наш домик с улицы

Вид на наш домик с улицыВид на наш домик с улицы

Хотя с улицы он больше похож на сарай, но внутри евроремонт и все удобства, душевая кабина, кухня, новая мебель. Фотографий нет, так как нет разрешения от владельца дома на размещение фото. А фотография со стороны улицы не информативна, если даже захотите отыскать этот дом, не найдете. Мы, зная адрес, и то с трудом нашли.

Нам сказали, что воду можно пить из под крана. Но мы не стали рисковать и покупали воду в ларечках продажи воды. Вставляешь купюру, подносишь канистру – из крантика течет чистая вода. Стоила тогда копейки.

Недалеко от нашей улицы находилась неромантичная помойка. Этим и отличается постсоветский отдых от европейского.

Путешествие в Крым или назад в девяностые

Дороги, конечно, тоже оставляли желать лучшего. Но в целом северная часть города произвела неплохое впечатление. Тенистые улочки, приветливые люди. В кафешки и по вещевым магазинам мы не ходили, поэтому о качестве общепита и возможностях для шоппинга ничего сказать не могу. Продуктовые магазины были разного уровня. Был небольшой современный маркет (до которого как раз было три минуты ходьбы), но цены там были как везде в России. Было много маленьких магазинов, таких как в постсоветской России. В некоторых из них, как водится, жили кошки. Некоторые были вполне чистые и выбор продуктов большой. Самое главное, что продавцы были везде вежливые.

До пляжа от домика надо было идти по открытому пространству минут двадцать. И нам повезло, что дело было в сентябре, так как в августе было бы слишком жарко для нас – северных людей. Конечно, можно было доехать на маршрутке за две минуты. Или за десять минут уехать совсем далеко за город. Но было не жарко и даже приятно было пройтись. По дороге на пляж можно было сфотографироваться верхом на верблюде.

Конечно, эти пляжи не сравнить с норвежскими. Но вода чистая и мусора нет. Скорее всего его собирают, потому что русские и постсоветские люди, в отличие от европейцев – страшные мусорщики и сложно предположить, что туристы вечером забирали свой мусор с собой.

Вот так выглядит ближайший к городу пляж. Вдалеке видна северная часть города.

Путешествие в Крым или назад в девяностые

Прямо за пляжем какие-то артефакты советского периода, а на пляже кафешки очень подозрительные. Мы к ним и близко не подходили.Прямо за пляжем какие-то артефакты советского периода, а на пляже кафешки очень подозрительные. Мы к ним и близко не подходили.

В море все время стояли военные или какие-то другие большие корабли

В море все время стояли военные или какие-то другие большие кораблиВ море все время стояли военные или какие-то другие большие корабли

А вот так выглядел пляж за городом, до которого надо было ехать минут десять на маршрутке.

А вот так выглядел пляж за городом, до которого надо было ехать минут десять на маршруткеА вот так выглядел пляж за городом, до которого надо было ехать минут десять на маршрутке

Вобщем инфраструктуры никакой. Но… Как всегда есть но. Вода просто отличная – чистая, прозрачная. И была она в сентябре достаточно холодная, поэтому мало кто купался. Зато присутствовали разные другие водные развлечения.

Путешествие в Крым или назад в девяностые

Был еще один минус. Хотя закон запрещал курить в общественных местах – все российские туристы не отказывали себе в этом смертельном удовольствии. Нам приходилось долго идти по пляжу, ища место удобное и подальше от людей, учитывая сегодняшнюю «розу ветров», чтобы ветер сдувал табачный дым в сторону от нас. Местные жители соблюдали этот закон, а даже если кто-то закуривал, его можно было без проблем попросить не курить рядом. А вот русские в ответ просто хамили. Это огромный минус отдыха на всех российских курортах или на курортах, где много наших соотечественников.

Собирающимся в Севастополь надо учесть, что город открыт всем ветрам. Там и вода холоднее, чем, например, в Ялте. До пятнадцатого июня любителям теплой воды там делать нечего. А в сентябре есть вероятность похолодания. Но, зато, там не так много людей, как в той же Ялте. В сентябре цены падают. Мы даже мороженое не всегда могли купить, так как в магазинах нам говорили, что сезон кончился.

Есть кое-что, за что мы очень полюбили Севастополь и Крым в целом. Дело в том, что мы открыли для себя крымские вина. Кто-то, может быть, имеет предубеждение к ним. Но не стоит торопиться с выводами. В Крыму много виноградников, а солнечных дней больше, чем в большинстве винодельческих регионов Европы. В Крыму находится знаменитая Массандра. Но не этот завод, а завод Солнечная Долина, поставлял вина к царскому двору до революции. У Солнечной Долины свои виноградники. А в Севастополе находится молодой завод Инкерман, основанный в 1961 году. У них нет своих виноградников, но они закупают крымский виноматериал. Их вина недорогие, но качество вполне соответствует своей цене. А самое приятное, что они натуральные. Мы сами были на заводе и видели бочки с вином, пробовали его, поэтому мы уверены, что вино не порошковое. На заводе проводятся экскурсии и дегустации. Также в магазине при заводе можно купить разные вина, которые даже в местных магазинах не всегда найдешь. К тому же, в магазине вино могут неправильно хранить, а тут, прямо на заводе, эти бутылки не залеживаются.

Около завода

Около заводаОколо завода

Бочки находятся в пещерах

Бочки находятся в пещерахБочки находятся в пещерах

Нам рассказали технологию изготовления некоторых вин

Нам рассказали технологию изготовления некоторых винНам рассказали технологию изготовления некоторых вин

Стоит также помнить, что вам не продадут алкоголь в магазине, если вы выглядите слишком молодо и не имеете паспорта. При этом никакой другой документ по закону не может засвидетельствовать ваш возраст, даже водительское удостоверение.

В Крыму есть еще один интересный завод – завод, производящий косметику на эфирных маслах. Вернее сказать, этих заводов несколько, но самые известные – Крымская Роза и Царство Ароматов. Эта косметика натуральная, многие эфирные масла производятся прямо в Крыму, поэтому она недорогая. Редкие эфирные масла закупаются. Эта косметика очень эффективна и поэтому любима многими. Правда, у аллергиков эфирные масла могут вызывать аллергию, поэтому, сначала надо аккуратно проверить реакцию своей кожи.

Когда наш отдых закончился и пришло время ехать обратно, мы отправились в Симферополь. Дело в том, что раньше просто нереально было купить нормальные билеты на украинский поезд, если он отправлялся с территории Украины. Не знаю как с другими странами, но Украина давала очень мало билетов в российские кассы и на сайте (если даже вы покупаете через интернет) количество билетов было очень ограничено. Нам не хотелось до Белгорода ехать на боковушке у туалета, поэтому мы взяли билет из Симферополя, оттуда хотя бы выбор билетов больше. До Симферополя мы доехали на электричке.

Отдельно хочется сказать про вокзал в Севастополе. Он очень неудобный, старый и некомфортный. Начать с того, что внутри вокзала нет туалета. И ночью темно и страшно идти куда-то в отдельно помещение, которое тоже никто не охраняет и, похоже, не моет. Конечно, нет возможности нормально перекусить. Вобщем вокзал Севастополя не соответствует размеру города, он похож больше на вокзал какого-то захудалого городишки, где все поезда останавливаются только на две минуты.

Электричка идет до Симферополя где-то часа три. Медленно, конечно, но зато очень красиво. Рядом с Севастополем нет гор, а когда мы ехали в Симферополь – хоть пейзажей насмотрелись.

По дороге в Симферополь

По дороге в СимферопольПо дороге в Симферополь

А вот вокзал в Симферополе выше всяких похвал. Он очень знаменит, его можно видеть в некоторых фильмах. На самом деле он очень большой, рассчитан на множество туристов. Кроме того он очень красивый.

Вокзал в СимферополеВокзал в Симферополе

В вокзале прекрасный и недорогой буфет, чистый и большой туалет. Прямо рядом с вокзалом находится большой рынок, где можно в последний момент купить разные сувениры, вино, косметику, еду и много еще чего другого. Хотя мы ждали поезда и гуляли вокруг вокзала – мы не успели обойти все его уголки – настолько он большой. Везде много скамеечек, поэтому всем хватает сидячих мест. Объявления об отправлении поездов хорошо слышны во всех частях вокзала, платформы высокие – удобно заходить в поезд. Жаль, что в Симферополе нет моря.

Отдельно хочется сказать про то, что транспортное сообщение в Крыму развито очень хорошо. Вполне реально, проживая в Севастополе, съездить погулять в Ялту, в Херсонес или на Ай-Петри. Правда, мы никуда не ездили, но узнали подробности и цены всех этих поездок и экскурсий. Если вы – непоседа, то, возможно, дешевле взять в аренду машину и просто объехать весь полуостров, посмотреть все уголки этого благословенного края. Если вам хочется чередовать лежание на пляже с активностью – то на каждом углу вы сможете найти информацию об экскурсиях, ценах и временных затратах на тот или другой маршрут. Если хочется горных пейзажей, то можно поехать в Ласточкино Гнездо или на Ай-Петри, если городских прогулок – Ялта и Симферополь, а также центр Севастополя. Так что в принципе можно отдыхать в любом городе Крыма, а в остальных местах побывать с экскурсией.

Жилье в Крыму стоит дорого. За такую же цену вполне реально снять апартаменты в Европе. Конечно, можно снимать хибару с туалетом на улице, но в южном климате отсутствие удобств черевато пищевыми отравлениями. Обратно мы ехали с семьей, которые не имели загранпаспорта, поэтому поехали в Крым. Так как они не хотели готовить – они ходили по кафешкам. Кроме того, железнодорожные билеты они покупали через агентство и переплатили за них приличную сумму. На две недели отдыха в Крыму они потратили на двоих сумму, эквивалентную по тем временам 1500 долларам.

Итак, подведем итоги. В Севастополе вода чистая. Южная природа, горы, овощи, фрукты, вино – создают атмосферу юга и отпуска. Улочки тенисты, а воздух прогрет солнцем, по-настоящему прогрет, то есть не так как на северо-западе, когда зайдя в тень, ты начинаешь мерзнуть. Пляжи чистые, но инфраструктура на них и рядом с ними советского образца. Жилье, если дешевое, то «домик в деревне», а если европейского уровня, то стоимость его такая же как в Европе. Цены на еду – как везде в России. Дорога – дальняя, теперь еще и через паромную переправу. Или на самолете, что тоже недешево и небезопасно по нынешним временам. Обстановка в городе (состояние домов, улиц, общественного транспорта, общепита) умеренно постсоветская. Обращение с клиентами со стороны местных жителей спокойное, но со стороны наших же туристов соотечественников хамское. Для человека, не избалованного Европой и проживающего в какой-нибудь российской глубинке – вполне сойдет. Но для человека, знающего цену сервису и комфортному путешествию, соотношение цена-качество несопоставимы. Вобщем, если бы такой отдых стоил в десять раз дешевле, чем сейчас, то можно было бы променять острова Канары на полуостров Крым. Но за такую цену как сейчас, до сих пор можно организовать самостоятельную поездку в более цивилизованные страны.