Религиозное мировоззрение индейцев



+ -
0

Вера в животворную силу природы остается наиболее универсальной основой религиозно-мифологического мировоззрения коренного населения США. Продолжают также существовать возникшие в прошлом на этой основе некоторые религиозные концепции и культы. Сохраняются, например, представления о борьбе духов верхнего и нижнего миров как механизме происходящих в природе процессов, о радуге как о символе небесного света, мифы о происхождении жизни и о культурных героях, поверья, связанные с личными духами-покровителями и др. Несмотря на высокую степень христианизации индейских народов, у них еще пользуются популярностью образы языческих божественных персонажей — Великого Духа хопи, Миде Манито чиппева, Йусена апачей, зооантропоморфных Качина пуэбло. Большую живучесть проявляют верования и обряды культа предков.

Заметное место в культуре различных индейских народов занимает шаманство, представляющее собой нечто большее, чем «прикладное» колдовство. Будучи особой формой религии, оно содержит комплекс первобытных представлений о строении мира и действующих в нем силах. В таком виде шаманство сохраняется у целого ряда коренных народов США, включая перечисленные и многие другие элементы религиозного мировоззрения индейцев, сформировавшиеся в доевропейскую эпоху.

Весьма архаические черты присутствуют в образе самого шамана. Так, малеситы считают, что шаман действует с помощью особых духов, выступающих под видом различных животных, а у меномини зафиксированы поверья о том, что колдун может изменять свой облик, превращаясь в огненный шар, сову, медведя, лисицу или индюка, и обладает способностью передвигаться по ночам с огромной скоростью. Индейский шаман придерживается традиционных приемов камлания и использует в нем разнообразные атрибуты своего ремесла — ударные инструменты, амулеты, сакральные растения и т. д. Правда, характерное одеяние и убранство шамана сегодня можно увидеть только в музейных коллекциях или в костюмированных танцах индейцев. У калифорнийских индейцев кахуилья еще в 1970 г. практиковал шаман, владевший древним искусством «поедания углей». Функции шаманов не ограничиваются врачеванием, а распространяются и на другие сферы жизни коренного населения США. У меномини, например, старики, пользующиеся репутацией колдунов, играют немаловажную роль в контролировании общественного порядка: считается, что они могут обратить гнев духов против нарушителей установленных норм поведения. Журналист Ч. Брилл однажды присутствовал на церемонии освящения шаманом Дэном Дождевая Туча новой пожарной станции и здания племенного офиса в резервации чиппева Ред-Лейк (Миннесота). Другие интересные факты о жизни и культуре индейского населения Америки читайте на сайте wonderfulway.ru.



Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать реакцию посетителей на свой пост.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и выражаю согласие с политикой конфиденциальности.

Комментариев 0