Религиозное мировоззрение индейцев



Реклама:


+ -
0

Вера в животворную силу природы остается наиболее универсальной основой религиозно-мифологического мировоззрения коренного населения США. Продолжают также существовать возникшие в прошлом на этой основе некоторые религиозные концепции и культы. Сохраняются, например, представления о борьбе духов верхнего и нижнего миров как механизме происходящих в природе процессов, о радуге как о символе небесного света, мифы о происхождении жизни и о культурных героях, поверья, связанные с личными духами-покровителями и др. Несмотря на высокую степень христианизации индейских народов, у них еще пользуются популярностью образы языческих божественных персонажей — Великого Духа хопи, Миде Манито чиппева, Йусена апачей, зооантропоморфных Качина пуэбло. Большую живучесть проявляют верования и обряды культа предков.

Заметное место в культуре различных индейских народов занимает шаманство, представляющее собой нечто большее, чем «прикладное» колдовство. Будучи особой формой религии, оно содержит комплекс первобытных представлений о строении мира и действующих в нем силах. В таком виде шаманство сохраняется у целого ряда коренных народов США, включая перечисленные и многие другие элементы религиозного мировоззрения индейцев, сформировавшиеся в доевропейскую эпоху.

Весьма архаические черты присутствуют в образе самого шамана. Так, малеситы считают, что шаман действует с помощью особых духов, выступающих под видом различных животных, а у меномини зафиксированы поверья о том, что колдун может изменять свой облик, превращаясь в огненный шар, сову, медведя, лисицу или индюка, и обладает способностью передвигаться по ночам с огромной скоростью. Индейский шаман придерживается традиционных приемов камлания и использует в нем разнообразные атрибуты своего ремесла — ударные инструменты, амулеты, сакральные растения и т. д. Правда, характерное одеяние и убранство шамана сегодня можно увидеть только в музейных коллекциях или в костюмированных танцах индейцев. У калифорнийских индейцев кахуилья еще в 1970 г. практиковал шаман, владевший древним искусством «поедания углей». Функции шаманов не ограничиваются врачеванием, а распространяются и на другие сферы жизни коренного населения США. У меномини, например, старики, пользующиеся репутацией колдунов, играют немаловажную роль в контролировании общественного порядка: считается, что они могут обратить гнев духов против нарушителей установленных норм поведения. Журналист Ч. Брилл однажды присутствовал на церемонии освящения шаманом Дэном Дождевая Туча новой пожарной станции и здания племенного офиса в резервации чиппева Ред-Лейк (Миннесота). Другие интересные факты о жизни и культуре индейского населения Америки читайте на сайте wonderfulway.ru.

Реклама:


Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать реакцию посетителей на свой пост.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных.

Комментариев 0